Инерционная катушка НЕЛЬМА Z

В наличии 17
0
Модель: Инерционная катушка НЕЛЬМА Z
Артикул: KI-100-015
3900

Инерционная катушка НЕЛЬМА Z (зимняя)

Инерционная катушка "Нельма» изготовлена из высокопрочных материалов и при собственной массе 130 граммов позволяет развить усилие, достаточное для разрыва шнура прочностью 15 кг Жесткий стопор обратного хода с фиксацией в двух позициях и функцией самовозврата из промежуточного положения.

Шпуля установлена на 2х высокоточных подшипниках

Лесоемкость шпули 150м лески 0.3 мм

Корпус и шпуля покрыты слоем твердой окиси алюминия, поверх которых нанесен слой специальной краски, препятствующей налипанию снега и льда

Катушка рассчитана на многолетнюю службу в самых суровых условиях

Назначение
• Универсальная катушка , применяется для вертикального блеснения, в том числе со льда, различных способов ловли в проводку

Размер и вес
• Диаметр шпули: 80 мм
• Диаметр намотки: 54 мм
• Масса катушки: 127 г
• Максимальная лесоемкость: 100 м монолески 0,4 мм
• Рекомендуемые диаметры лесок/шнуров: 0,1-0,5 мм

Приманки
• Типы приманок: поплавки, блесна
• Веса приманок: при вертикальном блеснении от ультралегких до сверхтяжелых; при спиннинговом забросе от 12 г и до 200 г
• Рекомендуемые шнуры: любые

Конструкция
• Жесткий стопор обратного хода с фиксацией в двух позициях и функцией самовозврата из промежуточного положения
• Тормозная колодка (усилие до 15 кг)
• Шпуля установлена на 2-х высокоточных подшипниках из нержавеющей стали
• Корпус и шпуля покрыты слоем твердой окиси алюминия, поверх которых нанесен слой специальной краски, препятствующей налипанию снега и льда

Материалы катушки
• Корпус, шпуля, гайка: высокопрочный алюминиевый сплав, применяемый в авиации
• Ось шпули, храповое колесо: высокопрочная закаленная сталь
• Кронштейн, стопор: ударопрочная пружинная сталь

Комплект поставки
• Катушка • Руководство по обслуживанию
• Упаковочная коробка
• Гарантийный талон
• Смазочное масло, регулировочные пластины для тормозной колодки

• Гарантия: 3 года.
Расчетный срок службы не менее 15 лет

Обзор возможностей и технических характеристик инерционной катушки "НЕЛЬМА"

Профессиональная инерционная рыболовная катушка», выпускаемая компанией «Русснасть» под маркой «Нельма», позиционируется как мощная спиннинговая, под прочную мононить или плетеную леску (7–15 кг). По словам конструктора «Нельмы», в катушке воплощены новейшие технические разработки, позволяющие надеяться, что эта модель станет катализатором ренессанса инерционных моделей в наше время. Иными словами, создатели «Нельмы» провозгласили весьма амбициозную цель: вернуть былую популярность почти забытому сегодня типу катушек.

Перед тем как переходить к рассмотрению «Нельмы», имеет смысл, наверное, кратко обрисовать ситуацию с простыми (не мультипликаторными) инерционными катушками, так называемыми «колесами», сложившуюся в рыболовном мире начала ХХI века. По популярности среди рыболовов такие катушки уступают не только безынерционным, но и мультипликаторным инерционным. Причины этого следует искать в сложности освоения инерционной катушки по сравнению с безынерционной, менее совершенном тормозном механизме у большинства простых инерционных моделей по сравнению с мультипликаторным, а также в малой скорости подмотки лески.

Несомненным преимуществом простой инерционной катушки перед остальными типами является прямой контакт со спиннинговой приманкой во время проводки и с рыбой во время вываживания, а общим преимуществом простых и мультипликаторных инерционных катушек перед безынерционными — отсутствие конструктивно обусловленного перекручивания лески. Большой диаметр барабана «колеса» позволяет использовать толстую леску без особого ущерба для дальности заброса. В России «колесами» еще довольно часто ловят в сельской местности, в регионах, особенно в отдаленных (Сибирь, Дальний Восток), но больше по инерции и «не от хорошей жизни». В столицах есть небольшие отряды «старой гвардии спиннингистов» и последователей этих «гвардейцев», сознательно держащихся за «колесо» ради его преимуществ; у большинства из них на вооружении состоят дорогие штучные (или усовершенствованные серийные) модели «колес».

За рубежом инерционные катушки почти не используются в спиннинге, но в Великобритании, например, еще сохранились в виде дорогих классических моделей для ужения с поплавком в проводку (реже — для донной ловли на течении и в стоячей воде, морской рыбалки), а в Северной Америке их высоко ценят охотники за лососем (прежде всего — за микижей).

В 50-е — 70-е годы в СССР было много энтузиастов спиннинга и кастинга с хорошей технической подготовкой и доступом к дорогим материалам и высокоточному оборудованию. Ими создавались штучные экземпляры инерционных катушек с выдающимися параметрами, которые они использовали сами, дарили или продавали ценителям таких вещей. Подавляющее же большинство рыболовов пользовалось серийной заводской продукцией, из которой самой известной была катушка «Невская», стоившая 3 рубля 90 копеек. «Невская» имела наряду с достоинствами ряд недостатков, но самое печальное заключалось в том, что с годами качество выпускаемой продукции становилось все хуже и хуже, пока (в период перестройки) не оказалось просто безобразным. Впрочем, это можно сказать о качестве большинства изделий: с 60-х годов вектор качества был направлен вниз.

После уничтожения СССР на его территории не было налажено серийное производство инерционных катушек, конструктивно превосходящих «Невскую». Фактически, дело не пошло дальше переделок «Невской» и других моделей под шарикоподшипники вместо втулок. Не обладая ни конструктивными преимуществами, ни высоким качеством изготовления, новые катушки перестали, в то же время, быть «народными» по цене. Штучные катушки кустарей изготовляются до сих пор, но в целом качество их по понятным причинам заметно упало, а цена стала сопоставима с лучшими образцами японских безынерционных и мультипликаторных катушек. Импорт «колес» в 90-е годы практически отсутствовал, а в новом веке ничтожен и ограничивается единичными экземплярами дорогих проводочных моделей британских марок; североамериканская «колесная» продукция официально не представлена у нас никак. Кроме того, почти все зарубежные «колеса» сконструированы для проводки, а не для спиннинга. Таким образом, предложение высококачественных «колес», как спиннинговых, так и проводочных, в России в последние годы было минимальным.

Конструктор «Нельмы» Василий Пилипчук предположил, что если создать «колесо», сравнительно легкое в освоении, менее склонное к образованию «бород» и лучше приспособленное для вываживания рыбы, и запустить его в серию в России, то многие спиннингисты перейдут на такие катушки с безынерционных. В то же время, ему «очень хотелось разработать надежный и безотказный инструмент, на который можно положиться в самых экстремальных условиях и при этом получать наибольшее удовольствие от рыбалки». Московская компания «Русснасть» наладила производство и сбыт новой катушки, прилагает усилия к ее продвижению на рынке. Василий Пилипчук любезно согласился ответить на вопросы по «Нельме», возникшие у редакции при подготовке данного обзора, сделанного на основе изучения и практических испытаний предоставленного «Русснастью» образца, и дать все необходимые пояснения. В обзоре соответствующие места выделены курсивом.

Для инерционной катушки размеры «Нельмы» сравнительно невелики, она относится к катушкам среднего калибра. Внешний диаметр барабана составляет 114 мм, стойки расставлены по окружности диаметром 90 мм.
DF: Вам не кажется, что катушка могла бы быть несколько крупнее?
ВП: Размер выбран на основании подробных вычислений и экспериментов. Увеличение диаметра барабана не дает никаких преимуществ, заметно не влияет на скорость подмотки, зато резко увеличивает массу барабана.

Корпус
Корпус катушки (1) выполнен из жесткого алюминиевого сплава, имеет прочное и долговечное матовое лаковое покрытие черного цвета. Кронштейн лапки (2) катушки соединен с корпусом заклепками. На корпусе полностью или частично размещены механизмы стопора обратного хода (рычаг 3 и собачка 4), фрикционных тормозов (5, 6) и аэродинамического тормоза (шибер 7 с рукояткой 8).
Барабан снимается вместе с осью, крепящейся к корпусу гайкой с левой резьбой (9), отвинчивать и завинчивать гайку удобно благодаря насечкам. То, что резьба левая, прописано в руководстве по эксплуатации, но на самой катушке никак не обозначено. Возможно, вместо логотипа «Русснасти» на гайке стоило бы разместить соответствующую стрелочку.
Регулятор фрикционного тормоза слишком маленький, неухватистый и неудобный (10). Он имеет форму стандартной технической детали, за которую редко приходится браться пальцами, специально над ним, надо полагать, никто не работал. Учитывая, что пальцы рыболова, регулирующего катушку, порой бывают мокрыми, скользкими и холодными, мы бы поставили сюда что-нибудь более эргономичное.
То же самое относится и к ручке (11) шибера, являющегося частью аэродинамического тормоза и открывающего или закрывающего отверстия в корпусе. Она выполнена точно в таком же стиле, но еще меньше размером и очень неудобна в работе. Кроме того, не сразу сообразишь, в какую сторону следует двигать шибер; стрелочки с подписями не помешали бы и здесь.
А вот рычаг (12) стопора обратного хода, напротив, весьма удобен, и по расположению (когда катушка находится сверху удилища, удерживаемого левой рукой, он оказывается как раз под большим пальцем этой руки), и по форме. В отличие от двух предыдущих элементов управления, никелированных, здесь применено матовое хромовое покрытие.
Лапка выполнена по современным стандартам, имеет длину 62 мм, ширину 14–16 мм, хорошо подходит к распространенным в настоящее время катушкодержателем, отлично держится в них.
Отметим и недостаток: недостаточно сглаженные кромки кронштейна лапки могут повредить леску, которая, как известно, очень любит захлестываться вокруг этого самого кронштейна. Кромки стоило бы закруглить.
Ось (13) катушки стальная, каленая, очень прочная, имеет диаметр 5 мм и длину 36 мм. На ней установлены два высококачественных нержавеющих закрытых шарикоподшипника 5х13х4 (14).
Шарикоподшипники на оси имеют преимущества перед втулками как при забросе, так и при проводке приманки и вываживании крупной рыбы. Барабан на хороших «шариках» крутится, крутится и крутится, если его не подтормаживать; такая катушка сама по себе мягко и плавно не остановится, как катушка на втулках с легким барабаном. Здесь просто необходимо дополнительное, кроме пальца, подтормаживание — в данном случае это аэродинамический и фрикционный тормоза.
Недостаток схемы с шарикоподшипниками заключается в их уязвимости при ловле в мутной воде. Вода с абразивными частицами проникает в подшипники, выводит их из строя. Эта проблема особенно актуальна на Нижней Волге, Ахтубе, Оке и подобных им реках и практически не возникает на северной и таежной рыбалке (название «Нельма» в этом смысле попадает как раз в точку). Автор, судя по его высказываниям, и сам делает основной упор на семгу. Отправляясь на «грязную» рыбалку, в принципе надо быть готовым к замене «шариков», неплохо иметь с собой их запасной комплект.

Барабан
То, что у «мультипликатора» называется шпулей, у «колеса» традиционно именуется барабаном. Действительно, по форме эта деталь здесь напоминает самый настоящий барабан — музыкальный инструмент, на котором играет барабанщик.
Барабан у «Нельмы» выполнен из высококачественного алюминиевого сплава, имеет прочное, долговечное черное матовое покрытие; штампованные щечки соединены между собой цилиндрическими стойками, методом клепки. Толщина наружной щечки — 1,2 мм, внутренней — 0,8 мм. Масса барабана с подшипниками и храповиком, но без оси — 87 г. Это довольно много, у точеных барабанов катушек отечественных «оборонщиков» масса бывала менее 40 г. В данном случае выручает то, что значительная часть массы сосредоточена ближе к оси, а далеко отстоящая от оси часть барабана сравнительно легкая. В результате инерция барабана не так велика, как можно было бы предположить, зато прочность — огромная. Тем не менее, барабан, на наш взгляд, можно было бы еще немного облегчить без ущерба для прочности катушки.
Отчасти заботой о распределении массы, а отчасти соображениями производственно-технологического характера вызван отказ от выступающего бортика наружной щечки барабана, удобного для торможения его пальцем. Отсутствие такого бортика — одно из главных нареканий потенциальных покупателей катушки. Край барабана используется для управления катушкой не менее интенсивно, чем рукоятки, — при забросе, при вываживании и в различных иных ситуациях. Тонкий край ведет себя по отношению к пальцам рыболова не особенно дружелюбно; покрытие на нем постепенно стирается.
Барабан снимается с катушки вместе с осью. Для этого следует отвинтить гайку на корпусе (левая резьба!).
Барабан довольно узкий, расстояние между щечками составляет всего 18 мм. Это облегчает его вращение, однако уменьшает лесоемкость. Номинальная лесоемкость — 370 м лески 0,30 мм. Однако следует иметь в виду, что наматывать леску слишком толстым слоем на «колесо» нежелательно (увеличивается инерционность, снижается чувствительность, верхние слои лески могут глубоко врезаться в нижние).
О рабочем диаметре барабана говорить можно лишь условно: леска ложится на стойки и описывает не окружность, а ломаную кривую. В «Технических характеристиках» производитель указывает некую «окружность намотки», равную 31 см. Тут имеется в виду длина лески, укладываемая на барабан за один оборот, когда барабан уже частично заполнен. Для пустого барабана это значение составляет около 29,5 см, что соответствовало бы рабочему диаметру 9,4 см, если бы леска укладывалась по окружности.
В руководстве по эксплуатации рекомендуется использование плетеных лесок с разрывной нагрузкой 7–15 кг и мононитей от 0,25 до 0,40 мм. На внутренней щечке барабана находится крыльчатка аэродинамического тормоза, речь о котором пойдет ниже.

Рукоятки
Рукоятки фасонные, выполнены из высококачественного текстолита, точеные (15). Такой материал надежнее и долговечнее дерева. Заглушки предотвращают попадание грязи внутрь рукояток. По форме («тюльпанчиком») данные рукоятки удобнее, ухватистее традиционных цилиндрических или конических. Расстояние между осями рукояток — 64 мм.

DF: Как выбиралось расстояние между рукоятками?

ВП: Если взять авторучку в правую руку, приложить ее к вертикально расположенному листу бумаги и долго вращать кистью, то мы получим некое подобие окружности, диаметр которой и есть искомая величина. Как ни странно, у людей разной комплекции, пола и возраста это значение не сильно отличается. Увеличение расстояния ведет к повышенной утомляемости руки.

Таким образом, конструктор исходил из того, что практическую скорость подмотки лески можно увеличить, если у рыболова будет работать лишь кисть, а не предплечье. Правда, этот выигрыш в скорости оборачивается потерей в силе: нагрузка на рукоятке, находящейся ближе к оси катушки, чем намотанная леска, получается выше, чем нагрузка на леске.

Аэродинамический тормоз
Изюминкой катушки является аэродинамический тормоз, запатентованный конструктором. Основной частью тормоза является крыльчатка на внутренней щечке барабана. Когда барабан вращается, крылышки, или лопатки (16), создают дополнительное сопротивление и подтормаживают барабан.
Силу действия аэродинамического тормоза можно регулировать, открывая или закрывая (с помощью шибера) отверстия в корпусе (17): чем больше открыты отверстия, тем торможение сильнее.
Аэродинамический тормоз оказывает влияние на работу катушки только при большой скорости вращения барабана, то есть исключительно при забросе. Особенно он помогает при забросе сравнительно легких, парусящих приманок, когда отверстия в корпусе рекомендуется полностью открыть.

Фрикционный тормоз
Фрикционный тормоз помогает избежать перебежек как при забросе, так и при поклевке, когда донная удочка лежит на подставках, а также при выполнении проводки поплавочной снастью. В конструкции его нет ничего необычного.
В принципе, чем больше масса забрасываемого груза (или чем быстрее течение при поплавочном ужении в проводку), тем сильнее следует подтормаживать барабан.

Стопор обратного хода
Катушка оснащена стопором обратного хода на основе храпового механизма, включаемого и выключаемого удобным рычагом. При вращении барабана включенный стопор издает умеренно громкий треск.

DF: Почему вместо храповика не была использована обгонная муфта?

ВП: Потому, что обгонная муфта уменьшила бы надежность всей снасти. Она требует ухода, хорошей смазки, очень чувствительна к попаданию в нее грязи.
Согласно руководству по эксплуатации, назначение стопора — «утомление очень крупной рыбы» и «фиксация шпули на время перемещения по водоему или если этого требует выбранный способ ловли».
С перемещением по водоему (и — шире — с транспортировкой снасти) все понятно. И фиксация шпули при транспортировке (а также когда снасть просто лежит в лодке, прислонена к дереву и т.п.) — это, все же, основное предназначение стопора. Из способов же ловли, требующих фиксацию шпули, вспомним дорожку. Лодка движется, удилище закреплено в держателе, при поклевке рыбы шпуля должна быть зафиксирована достаточно жестко, чтобы рыба подсеклась, но не настолько жестко, чтобы сломалось удилище или порвалась леска. Слишком жесткая фиксация неприемлема и ввиду возможных зацепов. И на этот случай у «Нельмы» имеется подстраховка. Конструкция стопора такова, что он не является «глухим»: при увеличении нагрузки до 2 кгс срабатывает трещотка (у нашего образца срабатывание происходит при нагрузке 2,2–2,3 кгс) и катушка сдает леску.
Именно эта трещотка, сдающая леску при включенном тормозе, и имеется в виду в том месте «Руководства», где говорится об «утомлении очень крупной рыбы». В принципе, предполагается, что при вываживании стопор обратного хода выключен, торможение барабана выполняется пальцами, прижимающими барабан к тормозной колодке. Но если вдруг стопор по какой-то причине приходится включать (чтобы дать возможность отдохнуть тормозящим барабан пальцам и т.п.), то на крайний случай существует эта подстраховка, своего рода предохранительное звено. Этот механизм, разумеется, не может заменить полноценного фрикционного тормоза, применяемого для вываживания рыбы на безынерционных и мультипликаторных катушках. ВП: По просьбам рыболовов мы решили снизить порог срабатывания трещотки; теперь он стал ниже примерно вдвое.

Тормозная колодка
Для торможения барабана при вываживании рыбы предусмотрена специальная тормозная колодка (18), расположенная на корпусе катушки.
Собственно говоря, здесь мы имеем дело с разновидностью фрикционного тормоза. Поверхность колодки может контактировать с поверхностью внутренней щечки барабана, причем возникает более или менее сильное трение (friction). Когда рыболов прижимает пальцами край внешней щечки барабана напротив колодки (то есть в районе лапки катушки), барабан отклоняется и внутренняя щечка соприкасается с колодкой. Тормозное усилие при этом может достигать 15 кгс — в обычной пресноводной рыбалке такие нагрузки могут встречаться разве что при попытке вытащить из воды корягу или оборвать очень прочную леску на глухом зацепе, направив удилище на место зацепа (для сравнения — у морской безынерционной катушки «Stella SW» в размере «5000/6000» максимальное тормозное усилие составляет 13 кгс).

Катушка поставляется в картонной коробке.
В комплект поставки входит мягкий чехол, флакончик с жидкой смазкой («Масло приборное»), два запасных резиновых колечка для узла фрикционного тормоза.
Кроме того, в коробку вложено «Руководство по обслуживанию и эксплуатации».
Написано оно довольно грамотно, но в несколько «академической» манере. В расчете на «среднестатистического» рыболова следовало бы писать проще, без «необходимо», «следует придерживаться правила», «сущность сводится к тому» и т.п. Инструкция, как и пропаганда, должна быть понятна даже самому тупому представителю Homo sapiens, лишь тогда она полностью достигнет цели.
Некоторые механизмы и функции катушки описаны весьма туманно. Термин «шпуля» обычно используется рыболовами применительно к безынерционным и мультипликаторным катушкам, когда же речь идет о «колесе», то говорят — «барабан».<
Инерционные катушки почти никогда не комплектуются запасными барабанами — стоимость барабана была бы не намного меньше стоимости всей катушки. Если необходима возможность быстро перейти на другую леску, то следует иметь запасную катушку или катушки.

Общее впечатление
Прежде всего отметим, что с технической точки зрения катушка однозначно стоит четырех тысяч рублей, которые за нее просят на сайте «Русснасти». Качество исполнения весьма высокое, люфты минимальны, биение барабана не наблюдается. Можно сказать, что по точности, виду использованных материалов и качеству их обработки завод-производитель сработал безукоризненно, блестяще осуществив замысел конструктора. Если о чем-то и спорить, то о самой конструкции, а не о ее воплощении. Что касается дизайна катушки, то он вполне соответствует ее полному названию — «Профессиональная инерционная рыболовная катушка». Дизайн действительно профессиональный. Черное матовое покрытие, никаких «штучек», все строго и рационально, как это любят серьезные рыболовы. С точки зрения маркетинга выбор такого дизайна правилен: катушка не рассчитана на тупые массы, для привлечения которых нужна «бижутерия»; ее будут покупать люди, знающие, чего они хотят и что получают. Процент случайных, импульсивных покупок («ах, как она блестит и переливается, куплю-ка я ее!») таких нишевых изделий не может быть велик. Как и любая высококачественная инерционная катушка, «Нельма» — это в первую очередь инструмент для тех, кто ловит «для души», ища при этом более тесного контакта с природой вообще и с рыбой в частности. Название «Нельма» можно считать удачным. Оно вполне благозвучное, не вызывающее, короткое, оригинальное (не заезженное), запоминающееся, подходит по смыслу, гармонирует с катушкой.

Заброс
Изюминка «Нельмы» заключается в аэродинамическом тормозе.
По замыслу конструктора, он должен предотвращать перебежки и вызываемое ими запутывание лески на восходящем участке траектории полета приманки, причем чем легче приманка и чем она более парусящая, тем важнее действие этого тормоза и тем больше его следует усиливать, открывая отверстия в корпусе. Традиционный фрикционный тормоз предназначен для торможения барабана «на среднем и ниспадающем участках траектории». Его, наоборот, следует затягивать тем больше, чем приманка тяжелее.
Предполагается, что конструкция катушки позволяет легко освоить ловлю «колесом» рыболову, не имевшему ранее опыта использования катушек такого типа, а после овладения техникой заброса ловить с приманками массой от 5–6 до 200 граммов. На наш взгляд, освоение любого «колеса», будучи гораздо сложнее, чем освоение безынерционной катушки, требует тренировок, и «Нельма» тут не исключение. Но если не ожидать чудес, которых в таких делах не бывает, то разочарования возникнуть не должно. Аэродинамический тормоз действительно играет свою роль в данной конструкции, это не рекламный трюк. Если не спешить, следовать указаниям «Руководства» и тщательно регулировать оба тормоза, то освоить катушку можно довольно быстро и без большого количества «бород».

Проводка приманки
Проводка приманки «колесом», особенно с плетеной леской, почти лишенной растяжимости, не поддается описанию — это надо попробовать самому. При соблюдении несложных правил, которые одинаковы для всех «колес» и рассмотрение которых явно выходит за рамки данного обзора, чувствительность просто потрясающая. Однако следует иметь в виду, что катушка все-таки медленная. Тридцать-тридцать с небольшим сантиметров за один оборот — это не шестьдесят сантиметров, которые выбирает за один оборот ручки типичная безынерционная катушка 2500-го размера при частично заполненной шпуле (у более крупных и скоростных безынерционных катушек реальная скорость бывает и семьдесят сантиметров, и еще выше). Как бы ни удобно было крутить «Нельму» («работает только кисть»), для достижения нужного темпа проводки в некоторых случаях крутить приходится очень-очень быстро. В любом случае, после безынерционной или мультипликаторной катушки приходится основательно перестраиваться, привыкать к другому ритму движений.
Стопор обратного хода, которым оснащена «Нельма», делает катушку «односторонней» — ее нельзя перевернуть в держателе на 180 градусов и крутить другой рукой в ту же сторону. Базовая «Нельма», запущенная в серию в начале этого года, рассчитана на то, что при проводке приманки спиннингист будет держать снасть катушкой вверх и вращать барабан правой рукой по часовой стрелке. Это стандартный, классический вариант использования «колеса» в спиннинге: заброс выполняется в основном правой рукой, она же подтормаживает барабан при забросе. После заброса снасть перекладывают в левую руку и начинают подмотку. Левая рука охватывает рукоятку удилища, леска проходит через большой и указательный пальцы, остальные пальцы готовы при необходимости затормозить барабан (например, для подсечки). Пальцы правой руки вращают за рукоятку барабан. При такой диспозиции снасть особенно стабильна, катушка не раскачивается. Для тех, кого подматывание лески вращением барабана по часовой стрелке почему-либо не устраивает, начато производство «левой» модификации «Нельмы», у которой стопор обратного хода развернут в противоположную сторону.

«Тяговое усилие»
На коробке «Нельмы» вместе с прочими «ТТХ» приведено значение «тягового усилия», равное 15 кг. В «Руководстве» поясняется, что «Нельма» позволяет «развивать значительное (до 15 кг) усилие при подмотке». А.Чернушенко, рассказывая о «Нельме» в телепередаче (этот ролик можно посмотреть на сайте «Русснасти»), говорит, что «у среднестатистического человека усилие получается в среднем 15 кг».
Речь во всех случаях идет об одном и том же, но о чем именно, можно понять по-разному. Опрошенные нами рыболовы поняли это так, что «среднестатистический человек», вращая барабан за рукоятку, может поднять катушкой с пола 15-килограммовую гирю.
Но давайте вспомним про моменты сил и прикинем: если на леске будет пятнадцать килограммов, то на рукоятке, расположенной ближе к оси катушки, окажется — в зависимости от уровня намотки лески — здорово за двадцать. Сможете ли вы двадцать два или двадцать три килограмма приложить к такой маленькой фишечке, держась за нее пальцами? Мы в редакции, как работники непроизводственной сферы и не физкультурники, не смогли поднять таким образом даже пятикилограммовую гирю.
На самом же деле речь идет совсем о другом, а именно — о максимальном тормозном усилии и прочности конструкции катушки. То есть, производитель гарантирует, что вы, используя тормозную колодку «Нельмы», сможете, прижимая барабан катушки и направив удилище на место неподвижного зацепа, порвать леску с разрывной нагрузкой 15 кг — барабан при этом не прокрутится и катушка не пострадает.

Вываживание
В «Руководстве» есть специальный раздел, посвященный вываживанию, где говорится: тактика вываживания «сводится к тому, чтобы во время борьбы с рыбой не допускать чрезмерного натяжения или ослабления шнура. Если рыба совершает резкий бросок, необходимо позволить ей сматывать шнур с минимальным усилием».
Такая тактика подходит, например, для вываживания лосося там, где есть некоторый простор. Лосось имеет свойство успокаиваться при ослаблении нажима на него; это позволяет выгуливать рыбу на безопасном расстоянии и проводить вываживание мягко, без эксцессов. Здесь мы видим еще одно подтверждение преимущественно лососевой ориентации «Нельмы».
Другие виды рыб, прежде всего карп, имеют неприятную манеру не останавливаться при ослаблении нажима, а при первой же возможности использовать ближайшее укрытие. В инструкции говорится о том, что в таких случаях вываживание приходится форсировать и тут будут кстати «силовые качества» данной модели. Это справедливо для щуки или судака, которых нередко удается «выкручивать» напролом «в режиме лебедки». Собственно говоря, это обычная тактика при ловле «колесом» — если позволяет снасть, крутить что есть мочи и буквально выдергивать рыбу из воды.
Предполагается, что стопор обратного хода у «Нельмы» во время ловли выключен. Как уже говорилось выше, главное его предназначение — фиксировать барабан при транспортировке снасти. Управляя катушкой, рыболов имеет дело с рукоятками и с краем внешней щечки барабана. При ловле спиннингом в момент поклевки пальцы правой руки находятся на рукоятке катушки, пальцы левой охватывают рукоятку удилища и контролируют наматываемую леску. Эта диспозиция сохраняется и при подсечке, только свободные пальцы левой руки надавливают на край барабана в районе тормозной колодки и тем самым вводят в действие тормозную колодку. Если леска прочная, а рыба не очень крупная и не резвая, то добычу просто-напросто подкручивают к себе. Это стандартный прием при использовании «колеса», которое, будучи лишенным передачи, позволяет оказывать на рыбу очень сильное давление. Если рыба очень сильная и приходится сдавать ей леску, то делается это при подтормаживании барабана пальцами; силу торможения выбирают в соответствии с обстановкой. Тормозная колодка в сочетании с внутренней щечкой барабана выполняет, таким образом, ту же функцию, что и дисковый фрикционный тормоз безынерционных и мультипликаторных катушек.
При вываживании очень сильной рыбы, которую приходится отпускать на большое расстояние, оказывая, в то же время, на нее большое давление, пальцам, придерживающим барабан, может оказаться несладко. Это одна из причин, по которой «Нельма» не очень удобна для ужения крупного карпа, которого нередко приходится утомлять именно таким образом.

Ловля с поплавком в проводку
Для ловли в проводку с поплавком идеально подходит инерционная катушка («колесо») с легко вращающимся барабаном. Такая катушка свободно, ровно и плавно, без рывков и задержек, сдает леску по мере того как поплавок плывет по течению, причем рыболов может очень аккуратно выполнять подтормаживании, легонько придерживая пальцем барабан. Прижав барабан сильнее, он в любое мгновение может сделать подсечку и тут же приступить к вываживанию рыбы.
Преимущества правильно подобранной инерционной катушки полностью раскрываются, пожалуй, при английской ловле на стик, небольшой проводочный поплавок с легким бальзовым корпусом и тяжелым деревянным, пластмассовым или металлическим килем. Поскольку способ этот английский, то и снасти для него обычно рекомендуются английские: матчевое удилище, английская инерционная катушка. По-английски инерционная катушка-колесо называется «centre-pin reel», сокращенно — «centre-pin», или «centrepin», «centre pin» (читается — [сéнтэ пин]). Буквально это переводится как «центральная ось»; имеется в виду ось, на которой вращается барабан. Встречается американский вариант написания — «center pin» (американизация всего мира идет полным ходом), или «centerpin».
Историческое название «Nottingham reel» сегодня практически не используется, так же как и описательный термин «rotating drum reel» (катушка с вращающимся барабаном), являющийся прямым антонимом термина «fixed spool reel» («катушка с неподвижной шпулей», то есть безынерционная катушка).
Среди крайне малочисленных отечественных фанатиков ловли по-английски и сочувствующих им субъектов распространено ошибочное мнение, что «centre-pin» — это нечто особое, исключительное, сделанное в Соединенном Королевстве или, на худой конец, в Северной Америке. Эти фанатики любят противопоставлять британские «пины» другим «колесам», которые, по их мнению, «британцам» и в подметки не годятся. На самом деле, как мы уже отметили выше, «centre-pin» — это просто инерционная катушка того типа, который сложился в Великобритании еще в XIX веке и к которому относится большинство известных сегодня моделей, в том числе и советских, русских (кроме катушек нахлыстовых, катушек для подледной ловли и т.п.). Правда, от британских «пуритан» и «фундаменталистов» можно услышать, что «колесо» на шарикоподшипниках — это «не настоящий пин», «not a true pin». Но это утверждение не отменяет того факта, что подавляющее большинство современных британских «пинов», в том числе знаменитые модели марки «J.W.Young & Sons Ltd», которые пытается продавать московская «Фортуна», имеют барабан на шарикоподшипниках, а не на втулках.

 

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Катушка инерционная НЕЛЬМА "Z", Инерционная катушка НЕЛЬМА Z для зимней подлёдной ловли

Недавно просмотренные
Заказать звонок Viber WhatsApp Написать на почту Telegram